Марья Антоновна:

— Отчего же близко — все равно и далеко.

Хлестаков:

— Отчего же далеко — все равно и близко.

Н. В. Гоголь. Ревизор

 

Телеметрия — это новый аспект вендинг-бизнеса, позволяющий поднять эту отрасль на совершенно новый уровень эффективности. Для ее технического осуществления создается сеть торговых автоматов, причем каждый входящий в нее аппарат оснащается GSM-модулем — трансивером, предназначенным для отправки и получения блоков данных в стандарте связи GSM, и антенной. GSM-модуль устанавливается внутри торгового автомата и подключается к его главной плате, обмениваясь с ней данными по специальному протоколу. Приемно-передаю- щая антенна крепится в любом месте снаружи торгового автомата, за пределами его металлического корпуса, чтобы избежать экранизации радиосигнала. Данные со всех торговых автоматов в автоматическом режиме поступают на центральный компьютер, где обрабатываются специальной прикладной программой.

Какие перспективы эта система может открыть перед компанией-оператором торговых автоматов?

Во-первых, возникает возможность оплаты товара по мобильному телефону. Мобильный телефон стал в наше время неотъемлемым аксессуаром для миллионов людей, и распространение этого вида связи продолжается высокими темпами. Каждый оператор знает, что одной из причин, ограничивающих объем продаж через автомат, является недостаток разменной монеты в кошельке потребителя. С этой точки зрения российские операторы всегда испытывали немалые проблемы из- за относительно небольшой стоимости российских монет. Большинство вендинг-операторов вынуждено оснащать свои автоматы не только монетоприемниками с функцией выдачи сдачи, но и банкнотоприемниками. Как показывает практика московских операторов, при цене продаваемого продукта в диапазоне 10-20 рублей (в этой ценовой полосе работает подавляющее большинство торговых автоматов в России), наличие банкнотоприемника, принимающего 10- рублевые банкноты, увеличивает продажи в среднем на 35%. Но даже присутствие банкнотоприемника не решает эту проблему полностью, так как банкнотоприемник, как правило, запрограммирован на прием либо только 10- рублевых, либо 10- и 50-рублевых банкнот. Применение

банкнот более высокого достоинства необосновано из- за ограниченного объема для хранения монет, предназначенных для сдачи. Очевидно, что предоставление возможности оплаты через мобильный телефон улучшает ситуацию и позволяет увеличить объем продаж. Преимущество такого вида оплаты — это уменьшение объема денежных средств внутри автомата, что снижает вероятность вандализма и возможность получить поддельную монету или банкноту; кроме того, снижается вероятность выхода автомата из строя по причине застревания монеты или банкноты в приемном устройстве.

Во-вторых, телеметрия позволяет оснастить торговые автоматы «кардридерами» — устройствами для оплаты товара с помощью кредитных карт. Тесты, проведенные в США в автоматах, торгующих прохладительными напитками, показали, что возможность оплаты по кредитной карте увеличивает продажи на 15%, причем 47% покупателей, использующих кредитную карту, делают мультипокупку, то есть берут сразу несколько напитков.

Еще в 2002 году около 30% продаж через торговые автоматы американцы осуществляли безналично, и специалисты прогнозируют увеличение доли безналичных покупок в вендинге до 50% в 2010 году.

В-третьих, телеметрия позволяет осуществлять постоянный автоматический

мониторинг состояния автомата. Через определенные промежутки времени автомат посылает информацию, содержащуюся в его «электронных мозгах», на центральный компьютер, который автоматически обрабатывает полученную информацию. Диспетчер оператора видит (практически в режиме on-line) все неполадки, случившиеся с тем или иным автоматом, выясняя по коду ошибки, что случилось и мгновенно реагируя. Это, в свою очередь, позволяет минимизировать простои, связанные с неисправностью автомата, и резко сократить потери, которые несут продажи и имидж компании из-за простоя оборудования. Есть возможность получать и обрабатывать все статистические данные по продажам, что позволяет оптимизировать путь следования оператора. Программа может автоматически составлять маршруты и создавать накладные на получение продукции со склада оператора с учетом конкретного маршрута. Это особенно актуально для компаний, устанавливающих снэковые автоматы, которые, как правило, имеют большой ассортимент, от эффективности составления которого напрямую зависит окупаемость оборудования, программа же позволяет оценивать эффективность продаж того или иного продукта и правильно рассчитать объем его загрузки.

Телеметрия в вендинг-бизнесе уже давно развивается во многих странах, прежде всего, конечно, в Японии и США. В Японии, например, уже устанавливаются автоматы Кока- кола, оснащенные не только GSM-оборудованием и специальным процессором, но и принтером, ЖК дисплеем и динамиками, которые помимо продажи собственно прохладительных напитков продают билеты в кинотеатры и на концерты, распечатывая их на встроенном принтере, могут распечатать карту нужного вам района города, дать справочную информацию на дисплее или по громкоговорителю. Кроме того, с помощью этого автомата вы можете сделать платежи со своего банковского счета, используя клавиатуру автомата. Ну и, конечно, все эти товары и услуги вы можете оплатить безналично. А одна из американских компаний- операторов автоматов Кока- Кола получила возможность, помимо всего прочего, оперативно менять цены на прохладительные напитки в режиме on-line. Это позволяет максимально гибко управлять продажами и получать дополнительные прибыли, варьируя цены, например, в зависимости от погоды, повышая стоимость банки напитка в жару и, наоборот, снижая — в ненастье, а также организовывать специальные промоушн-акции на определенный товар в определенном месте и в определенное время.

Любой российский оператор уже сейчас, в принципе, может воспользоваться готовыми решениями, предлагаемыми западными компаниями. Основная причина, по которой этого не происходит — высокая цена. Сейчас такая система, поставленная иностранной компанией, будет стоить около 1000 USD в расчете на один автомат. Это пока слишком дорого и трудноокупаемо для наших операторов, но интерес к такого рода нововведениям высок и растет с каждым годом, по мере роста численности армии операторов. Если сетью из 200-300 автоматов можно управлять и по-старинке, то когда вы имеете свыше 1000 автоматов, без автоматизации процесса уже не обойтись и главным конкурентным преимуществом становится оптимизация работы и контроля построенной структуры. Российский вендинг-бизнес, по моему мнению, сейчас имеет даже более выгодные позиции по сравнению со среднемировыми возможностями по причине бурного роста отечественной вендинг-индустрии; крупнейшие российские компании-операторы в силу своей молодости развиваются быстрыми темпами и имеют, в своем парке, как правило, только новое и унифицированное оборудование, зачастую одной марки, что значительно упрощает внедрение высоких технологий.

Компания «Формтрэйд» всегда находилась и находится в авангарде инновационных процессов в этой сфере бизнеса, и в этом году мы начали разработку российской системы вендинг-телеметрии. Наш конструкторский отдел уже в начале следующего года обещает предложить систему беспроводной связи торговых автоматов по цене, которая сделает ее внедрение реальной для любого отечественного оператора.


ОТПРАВИТЬ:



Читайте также:


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь