Года полтора назад посетители второго терминала парижского аэропорта «Шарль де Голль» могли видеть следующую картину: у аппарата фирмы Photomaton, привычного глазу каждого француза, неотступно находились два человека. Что-то живо обсуждая, размахивая руками, морща лоб, приближаясь, удаляясь, ощупывая и осматривая металлическую коробку со всех сторон, они время от времени пили кофе — в общем, живо проводили время наедине с машиной.

Что это был за аппарат?

Как известно, компания Photomaton (www.photomaton.fr) является во Франции лидером по производству фотокиосков и тому подобного вендингового оборудования для работы с изображениями. Одно из самых интересных и перспективных для России направлений ее деятельности — автоматические копировальные услуги. Одним из препятствий на пути распространения в Советском Союзе множительной техники в течение десятилетий была параноидальная боязнь того, что ей могут воспользоваться либо для тиражирования подрывной литературы, либо для печати фальшивых денег. В этом была, пожалуй, главная причина отечественного отставания светокопировального дела по сравнению с развитыми и даже развивающимися странами. На Западе же копирование бумажных носителей в том виде, в каком оно существует сейчас, а именно ксерокопирование, появилось в середине XX века благодаря энтузиазму американского инженера Честера Карлсона и усилиям небольшой компании Haloid, взявшей себе затем на волне от этого изобретения новое скромное название XEROX (www.xerox.com) — имя, которое теперь вряд ли нуждается в представлении.

Опустим подробности нелегкого, но триумфального пути копиров в каждый офис, в том числе и российский; важно то, что примерно в это же время, и даже раньше — начиная с 20-30х гг. прошлого века — в США и Европе начали автоматизировать все новые и новые области услуг. Действительно, если какую-либо монотонную и не требующую творческого порыва работу поручить машине, от этого выигрывают все: покупатели перестают зависеть от человеческого фактора продавца, продавец экономит усилия и средства.

Ксерокопирование идеально укладывается в данную схему, и первые автоматические копиры (а в США они работают по такому принципу до сих пор) были спроектированы достаточно просто: к копировальному аппарату добавляется копилка для денег и табличка с ценой копии. Идеальный вариант для университета, где студенты цивилизованно и уверенно пользуются услугами оргтехники.

В качестве современных примеров таких аппаратов можно привести продукты компаний Vendapin (www.vendapin.com) и Jamex (www.jamexvending.com), где к обычному копиру присоединяются модули, способные принимать наличные деньги и платежные карты.

Аппарат для установки в общественных местах устроен, естественно, гораздо надежнее: копировальный узел заключен в прочный корпус, крышка прикрывает стекло экспонирования. Через монето- или купюроприемник, встроенный в корпус, аппарат принимает деньги и позволяет сделать определенное количество копий. Подобного рода конструкцию и увидела в парижском аэропорту пара российских предпринимателей, сразу загоревшись идеей осуществить нечто похожее на родине. Попытка организовать поставки вендинговых копиров от Photomaton не дала приемлемых результатов, и по ходу переговоров компанией «Лиском» было принято решение создавать аппарат для России самостоятельно.

Порядком избитая, но не менее от того верная истина заключается в том, что мы всегда идем своим путем. Кроме сохраняющего пока силу фактора отставания по времени, отечественный рынок отличается повышенными требованиями к торговым автоматам — наши люди славятся технической смекалкой: как говорится, «если что-то можно сломать, значит...». Поэтому перед создателями российского варианта автоматического копира стояла задача не просто воспроизвести зарубежный прототип, а сконструировать аппарат, как достаточно простой и интуитивно понятный любому пользователю, так и способный противостоять попыткам повредить его.

Какое удалось найти решение, учитывая все сильные и слабые стороны предшествующих моделей, рассказывает Максим Можар, генеральный директор ООО «Лиском» (www.liskom.ru):

— Прежде всего, необходимо было ограничить функционал аппарата так, чтобы, оказывая самые востребованные услуги, он стал предельно прост в обращении и понятен даже самому далекому от техники человеку. Это означало, что придется повременить с такими явно полезными функциями, как распечатка с электронных носителей и запись отсканированных изображений (тем не менее, в ближайшее время все эти возможности реализуются в составе новых модификаций нашего автомата). Также ради удобства пользователей мы не стали включать в интерфейс регулятор количества копий с одного листа: учитывая, что услуга оплачивается автоматически, цена ошибочного нажатия кнопки была бы чересчур высока.

Таким образом, итоговая схема работы для клиента предельно упрощена: вносим деньги на определенное количество копий (которое отображается на дисплее) — кладем под крышку оригинал — нажимаем кнопку «Старт» — примерно через 10 секунд ксерокопия у нас в руках. Все действия сопровождаются текстом на дисплее, нужные кнопки и отсеки по очереди подсвечиваются.

Все просто для клиента, ведь он подошел к аппарату один раз и, даже возвращаясь к нему снова и снова, будет стремиться побыстрее выполнить необходимые действия и уйти по своим делам. Для оператора, который обслуживает аппараты изо дня в день, простота должна сочетаться с возможностью отслеживать все параметры их работы. Поэтому аппарат в состоянии сообщить не только о количестве сделанных копий или возникшей ошибке, но и об оставшемся ресурсе расходных материалов (бумаги, тонера, фотобарабана) — причем как непосредственно при обслуживании на месте, так и удаленно, если аппарат оснащен GSM-модулем. С его помощью можно получать оперативную информацию об ошибке в работе или о текущем состоянии аппарата. Настройки GSM-модуля позволяют обмениваться с аппаратом SMS-сообщениями при помощи любого мобильного телефона, либо осуществлять мониторинг целой сети аппаратов через интернет — это один из последних анонсов разработчиков.

Наконец, выражаясь научно, требовалась внешняя оболочка, спроектированная так, чтобы противостоять действию потенциально агрессивной среды. Проще говоря, корпус аппарата старались изготовить из материалов и по технологиям, которые сводят к возможному минимуму риск повреждения копира или проникновения в рабочий отсек. Продуманную конструкцию из прочного металла подчеркивает не кричащая, но дружелюбная серо-голубая расцветка с запоминающейся оранжевой мордашкой логотипа. Этот персонаж по имени Копиркин (www.kopirkin.ru) дал название самому аппарату.

Стекло экспонирования в «Копиркине» закрыто металлической крышкой с амортизирующей резиновой подкладкой и дополнительными петлями, позволяющими делать копии с толстых учебников и энциклопедий. Самый хрупкий в автоматах объект — кнопка — на корпусе всего одна. Кроме того, рядом с крышкой предусмотрено отдельное место для папки с документами, чтобы не держать ее в руках в процессе копирования.

Аппарат занимает совсем немного места, причем основной его объем отведен под рабочий отсек, куда достаточно раз в месяц загрузить расходные материалы и в дальнейшем навещать аппарат с пустыми руками.

И, поскольку «Копиркины» сейчас устанавливаются в самых разных городах по всей России и ближайшему зарубежью, можно надеяться, что совсем скоро каждый сможет ближе познакомиться с такими автоматами и оценить преимущества вендингового копирования, не только отправившись в Париж...

Теги: копировальные автоматы


ОТПРАВИТЬ:



Читайте также:


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь