Обращаясь к теме организации торговли и услуг в московской подземке, редакция понимает, что затрагивает довольно деликатную тему. Известно, что в соответствии с рекомендациями Межведомственной антитеррористической комиссии московские власти проводят ревизию всей системы подземной торговли. В связи с этим в ряде средств массовой информации сообщалось, что планируется полная ликвидация ручной торговли в самом метрополитене и в 25-метровой зоне вокруг станций, а на место «живым» торговцам должны прийти автоматические — торговые автоматы. Первые плоды этой деятельности налицо уже сегодня. Практически ликвидирована торговля на межстанционных переходах — за исключением разве что столиков с театральными билетами. Как сообщил первый заместитель начальника Московского метрополитена И.К.Ермоленко, с 2003 года «в соответствии с постановлением Правительства Москвы в метрополитене начата установка автоматов продажи газет, созданных с учетом специфики эксплуатации в метро». Речь идет об автоматах АПГ-6 (фото 1) производства Мало- ярославецкого приборного завода, которых, по данным РИА «Новости», установлено 39 штук. Для 400 утверждены места, на 200 подготовлена документация. Решение об автоматизации подземной торговли вызвало буквально взрыв эмоций в СМИ. В адрес властей звучали обвинения в подрыве свободы слова и политическом характере решения. При этом критики исходили из того, что в существующих киосках ассортимент достигает сотен наименований газет и журналов, а, например, в автомате АПГ-6 он исчерпывается всего шестью вариантами. Легко подсчитать, что для замены одного киоска потребуется около сотни автоматов, что абсолютно нереально. И возникает естественный вопрос: кто будет определять, что из изданий оставить, а что — отбросить? В отличие от коллег из СМИ, Ассоциация распространителей печатной продукции заняла более спокойную позицию, выразив уверенность, что возможен цивилизованный компромисс, во имя которого она ведет переговоры с властными структурами (фото 2).

В итоге на сегодняшний день ситуация такова: печатная продукция исчезла из собственно метрополитена вместе с лоточниками; в уличных подземных переходах продолжают эксплуатироваться стационарные киоски; установленные под землей АПГ с декабря эксплуатируются с полной загрузкой. Постепенно демонтируются пирожковые.

Мы не ставим перед собой задачу обсуждать обоснованность принятых решений о реорганизации торговли в метро, а хотели бы воспользоваться случаем и поговорить о возможных подходах к использованию в метрополитене автоматов для торговли и услуг, опираясь, в том числе, на зарубежный опыт. Разумеется, обсуждая эту проблему, нельзя не учитывать особенностей национального менталитета и традиций, а также архитектурно- планировочных решений.

Московский метрополитен, которому исполняется уже 70 лет, представляет собой развитую и интенсивно функционирующую сеть, связывающую скоростным сообщением 165 станций, более двух десятков из которых оборудованы пересадочными узлами с переходами. В сутки услугами метрополитена пользуются, по разным оценкам, от 6 до 9 млн пассажиров. В зависимости от маршрута, срок пребывания пассажира под землей может достигать полутора часов. Значительный процент пассажиров — транзитники, для которых метро — лишь отрезок пути, в состав которого входят еще и железнодорожные и автобусные маршруты дальнего и пригородного сообщения, а также авиационные линии. У этих людей могут быть различные запросы и вкусы, а также материальные возможности, но есть и то, что их объединяет: все они находятся вне дома, в пути, и, как говорится, ничто человеческое им не чуждо. Они чувствуют голод и жажду, их интересуют новости, им хочется отвлечься и развлечься, получить справку, привести в порядок одежду и обувь. Иногда им требуется немного передохнуть, получить медицинскую помощь, перепеленать ребенка. Если же ребенок из пеленок вырос, а терпеть еще не научился, то, во избежание конфуза, нужно иногда иметь возможность отвести его в туалет, а то и самому воспользоваться этим достижением цивилизации. Конечно, можно посчитать, что без всего этого возможно час-другой перебиться. Но, во-первых, иногда перебиться бывает сложно. Например, всем без исключения лицам женского пола известно о свойствах колготок и чулок рваться в самый неподходящий момент, в том числе по дороге на деловую встречу, в театр, а то и на свидание. Во-вторых, отказывая людям в удовлетворении потребностей, бизнес теряет потенциальные доходы — в принципе, немалые. А вместе с бизнесом не реализует потенциальную выгоду и наш, как любили когда-то говорить, лучший в мире метрополитен.

Во время недавнего выступления по телевидению вице-мэр Москвы В.П.Шанцев подтвердил то, что в Москве возобновляется эксплуатация газетных автоматов, для которых выбрано около тысячи мест установки. Виды автоматов и количество вариантов их загрузки Валерий Павлинович не уточнил. Но зато дополнительно сообщил, что в метро вот-вот появятся и автоматы для продажи напитков, одновременно подчеркнув, что торговля штучными съестными товарами «вроде сникерсов» не планируется. Мотивирован отказ от снэковой продукции был тем, что ею пассажиры могут испачкать друг друга, а, кроме того, после нее неизбежно останется упаковка, которую наши соотечественники начнут, мол, кидать на пол.

Отечественный менталитет — вещь, конечно, специфическая. Сегодня после москвичей и гостей столицы по полированным полам подземки сквозняки гоняют банки и бутылки, а уборщицы специальными скребками соскабливают расплюснутую жевательную резинку. Но, видимо, дело здесь не только в нечистоплотности наших земляков. Свою роль здесь сыграло и то, что из метро почти полностью исчезли урны, которые остались в облегченно-транспортном варианте лишь рядом с входным контролем. Понятно опасение, что в урну можно бросить не только банку и бумажку. Но, между прочим, Франция в свое время также была вынуждена бороться с атаками террористов. Тем не менее, урны у них не исчезли. Изменилась их конструкция: в ажурный каркас стали подвешивать прозрачный мешок-сборник, изготовленный из полимерной пленки, так что содержимое урны стало просматриваться снаружи. Кстати, вопрос сбора тары для последующего уничтожения или утилизации придется решать и в случае с торговлей напитками. Поэтому представляется логичным, чтобы рядом с торговым автоматом ставился и сборник отходов. Это не обязательно должна быть традиционная урна. Этой осенью на ВВЦ появились первые автоматы-контейнеры, которые принимают пивные банки и пластиковые бутылки, причем выплачивают за них денежное вознаграждение, пусть и скромное (10-30 коп.). Такой мусороприемник «сопротивляется» попыткам загрузить в него предметы, отличающиеся от тех, на которые он рассчитан. С точки зрения эстетики автомат выглядит удовлетворительно (см. фото 3), так что портить пейзаж подземных дворцов он будет никак не больше, чем устанавливаемые ныне на перронах ящики для уборочных машин из гофрированного металлического листа — профнастила (фото.4).

Разумеется, эстетика и эргономика торговых точек на базе автоматов — дело не последнее. Ясно, что в любом случае они не должны затруднять перемещение пассажиров. Однако, не подменяя архитекторов-проектировщиков, рискну заметить, что подходящие места существуют, и их немало. Так, на станциях с общим сводом (например, на Тимирязевской, Красногвардейской и т.д.) автоматы могли бы прекрасно разместиться островками вдоль продольной оси перрона, рядом со светильниками. На трехпролетных станциях, каковыми являются, например, большинство станций кольцевой линии, могло бы неплохо смотреться размещение автоматов в центральном зале у колонн. Примеры компоновки смоделированы на рис. 5, 6. Причем независимо от того, торгует ли автомат напитками в розлив, в банках или бутылках, либо продукцией в пакетах или коробочках, желательно здесь же установить мусоросборник. Это облегчает его поиск и, соответственно, снижает вероятность разбрасывания мусора.

В разных странах вендинговое оборудование в метрополитене размещается по-разному: в одних оно стоит только в наземных вестибюлях, причем иногда только после контроля; в других - на перронах. Если же говорить об ассортименте товаров и услуг, то наиболее широко представлены автоматы для продажи проездных билетов. За ними идут автоматы для продажи штучного товара, где преобладают напитки и снэки. Пользуются популярностью фотокиоски, причем, в отличие от наших, в основном работающие в автоматическом режиме, без участия дежурного оператора. В порядке вещей автоматы для продажи печатной продукции, карточек для оплаты телефонных и прочих услуг. В наземных вестибюлях встречаются автоматы для продажи сигарет, жевательной резинки, сувенирной продукции, предметов гигиены. В целом же, ассортимент товаров и услуг, предлагаемых автоматами в метро, обычно беднее, чем, например, на вокзалах.

Но вернемся к метрополитену московскому. Торговле в нем почти столько же лет, сколько самому метрополитену. Не буду говорить за всех москвичей моего поколения, но у меня лично одно из самых первых детских воспоминаний связано с двумя запахами: специфическим запахом резиновых поручней эскалатора и запахом бутерброда с икрой, который мама купила мне в буфете на станции «Комсомольская». Причем запахи эти память сохранила в связке...

Попробуем теперь сформулировать ряд условий, необходимых для успешного внедрения вендинга в метрополитене. Некоторые положения могут показаться очевидными, некоторые — спорными, но, тем не менее, рискну их высказать.

Ассортимент товаров и услуг должен удовлетворять реальные запросы пассажиров. К таковым относится, в первую очередь, повышение пропускной способности самого популярного вида городского транспорта (а метрополитен, безусловно, им является). Сейчас уже трудно представить себе, что было время, когда на входе не было контрольных автоматов, а женщины-контролеры отрывали край бумажного билетика с надписью «Контроль». Сегодня анахронизмом выглядят длинные очереди, которые выстраиваются перед билетными кассами, особенно на стыке двух месяцев. Победить их могут только современные автоматы, удобные, быстродействующие и обязательно надежные; несоблюдение хотя бы одного из трех требований способно только дискредитировать идею.

Люди должны иметь возможность утолить голод и жажду, пусть не в том объеме, который предлагают рестораны и кафе. Можно сколько угодно дискутировать о конкретном меню, но сам факт такой потребности очевиден. Но, сказавши «А», приняв решение торговать в метро напитками и легкими закусками, неизбежно придется сказать и «Б» и дать людям возможность избавится от пустой тары и упаковки. Это пойдет метрополитену только на пользу.

Как отмечал в свое время Карл Маркс, «удовлетворение первой потребности вызывает вторую». Эта заповедь может быть отнесена и к общепиту, в том числе подземному. Нынешняя ситуация, когда миллионы пассажиров, включая детей и больных, вынуждены страдать и нервничать в поисках туалета, не может считаться нормальной, тем более, что персонал соответствующими возможностями располагает, хотя только для внутреннего употребления. Ну, хорошо, пусть не внизу на перроне, пусть где-нибудь на переходах — но пора уже взяться за решение этой проблемы. Нашлось же, в конце концов, место для размещения кабинетов УЗИ. Кстати, соответствующая услуга могла бы быть и платной, и автоматизированной. Опыт в этом смысле в мире имеется; несколько месяцев назад отечественные разработчики демонстрировали по телевидению конструкцию общественного санузла, отвечающего высочайшим требованиям гигиены и не требующего постоянного присмотра. Как было бы здорово внедрить ее и утереть носы всем от Запада до Востока!

О так называемых мелочах. Выше уже говорилось об одной из женских проблем, связанной с колготками. Есть и другие. Помочь прекрасной половине человечества — наш святой долг, тем более что это не слишком сложно.

Известно, что много нареканий вызывает то, как организована в метро торговля аптечными товарами. В упомянутом выше выступлении В. П. Шанцева прозвучала тревожная статистика: чуть ли не 80 % просроченных или «левых» лекарств реализуется в ларьках, установленных в метро. Гнев руководства понятен и обоснован. Но было бы обидно, если бы в борьбе с прискорбными нарушениями правил торговли вместе с грязной водой выплеснули... Ну, дальше все знают. А если серьезно, то не видно веских причин, которые мешали бы продавать в метро простейшие перевя

зочные средства, таблетки от головной боли и легкой простуды — пусть в ограниченном ассортименте. Конкретный перечень стоило бы обсудить со специалистами.

Пару слов о торговле сувенирами. Думаю, что в ней мог бы быть заинтересован и сам метрополитен, тем более, что сувенирная продукция могла бы гордо носить символику метро, особенно накануне его юбилея. При хорошем дизайне и потребительских качествах платки, значки, брелоки, шапочки, письменные принадлежности могли бы успешно продаваться и приносить метрополитену дополнительный доход. Почему бы не подумать?

Теги: вендинг в метро


ОТПРАВИТЬ:



Читайте также:


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь