Перефразируя слова Жозе Сарамагу из его книги «История осады Лиссабона», «увидеть» и «оценить» - это не одно и то же. Этот португальский писaтель - лауреат нобелевской премии, более, чем прав, о чем свидетельствуют миллионы примеров из нашей повседневной жизни. Вот почему, анализируя отчеты о рынке, например, вендинга, нужно быть весьма аккуратным и вдумчивым, оценивая цифры, касающиеся числа автоматов, средних цен, тенденций и т.д. Иначе трудно будет избежать путаницы, связанной с вырыванием цифр из контекста.

При населении 11 млн жителей, Португалия — одна из самых счастливых стран в Европе с точки зрения погоды. Веранды кафе в Лиссабоне и Порту часто бывают до предела заполнены людьми, которые наслаждаются чашечкой кофе — национальной гордостью португальцев. Что касается ресторанов, они услаждают клиентов блюдами одной из лучших в Европе кухонь. Исходя из этой картины, довольно трудно представить себе, что такой канал сбыта, как вендинг, сможет конкурировать на португальском рынке, весьма традиционном и высококачественном. Однако у мудрецов вендинга столько тузов припрятано в рукаве, что, как знать, не является ли их выход на португальский рынок только вопросом времени. Важно только, чтобы их предложения отвечали вкусам португальских потребителей.

Давайте посчитаем!

Согласно данным Португальской вендинг-ассоциации (APVA), на португальской территории установлено свыше 130000 автоматов. Эта цифра складывается из 30000 машин для продажи табачных изделий, 60000 машин для торговли напитками, снеками и различными продуктами питания (причем примерно половина из них относится к так называемому «кит-вендингу», т. е. не имеет хопперов), а также более чем 40000 таксофонов, паркоматов и автоматов для продажи транспортных билетов.

Если внимательнее обратиться к продаже продуктов и напитков, то окажется, что из 30000 машин этого сектора 5000 автоматов заняты продажей холодных напитков, 18000 — горячих напитков (из которых 13000 — полные автоматы, 5000 — полуавтоматы); кроме того, имеется 3000 машин для продажи орехов и сушеных фруктов, плюс 4000 автоматов для продажи снеков и готовой еды. Стоит упомянуть и 1500 машин для продажи конфет. Этому не стоит удивляться, поскольку в Португалии традиционно любят сладости, и роль традиционной выпечки (которая, кстати, идеально сочетается с кофе) примерно так же велика, как любовь к треске.

Посещая Португалию, просто нельзя не посетить ее кафе, чтобы насладиться великолепным эспрессо. Вызывает изумление не только аромат, но и счет, поскольку «бика» (так португальцы называют эспрессо) обычно стоит не больше 60 евроцентов. Вендингу надо очень постараться, чтобы выйти на это сочетание качества и цены. Хотя предпринимаются невероятные усилия, чтобы дополнить доступность и быстроту приготовления кофе в автоматах его качеством, пока вклад вендинга в обеспечение португальцев кофе весьма мал.

Говоря конкретно, в Португалии суточное потребление кофе из автомата на работе (в предприятиях, организациях и т.д.) не превышает 0,3 порций на человека. Если же говорить об общественных и полуобщественных местах (школы, больницы, транспорт, сервисные точки и т.д.), то средняя цифра падает до 0,1 порции на человека в день. Цены, правда, заметно ниже, чем в других европейских странах (€ 0,28 по сравнению с € 0,35), но это, по-видимому, недостаточно привлекательно для публики, привыкшей к тому, что предлагают кафе.

Что касается снэков, то их среднедушевое суточное потребление посредством вендинга на работе составляет 0,15 порций (при средней цене € 0,70), а в общественных и полуобщественных местах всего лишь 0,05 порций.

Вялый период

Согласно данным Португальской вендинг- ассоциации, рынок сегодня пребывает в довольно противоречивом состоянии. Для прошлого года был характерен нулевой рост и некоторое снижение деловой активности компаний, что, в общем-то, согласуется с кризисной ситуацией в мировой экономике и ростом цен на сырье, включая нефть, молоко и сахар. В такой ситуации вендинг-операторы проявляют объяснимую осторожность, последствием чего является, в частности, старение машинного парка. Впрочем, на этом пасмурном фоне просматривается повышение уровня профессионализма и технологическая модернизация наиболее продвинутых компаний. Все это ведет к постепенному вымиранию так называемых операторов неполной занятости, которым становится все труднее выживать.

Сегодня в Португалии около 400 вендинговых компаний-операторов, на долю 30 из которых приходится 90% рынка.

Причины для оптимизма

Очевидно, что португальский рынок вендинга переживает сейчас не лучшие свои годы. Разумеется, старение машинного парка является предметом для беспокойства. В то же время, этот процесс открывает путь к будущему обновлению. Даже если это произойдет не в самое ближайшее время, перевооружение заблокированного сегодня португальского рынка будет означать его активизацию.

Другим поводом для оптимизма является растущая профессионализация сектора, где происходит постепенная самоочистка от тех, кто не может посвятить вендингу все свое время и средства.

В заключение я не могу упустить возможность еще раз процитировать нашего любимого Сарамагу, который, если бы ему предоставилась возможность прочитать эту заметку (на что я очень надеюсь), наверняка не был бы удовлетворен приведенными цифрами, на зато постарался бы проанализировать их с учетом особенностей такой просвещенной страны, какой является Португалия. Говоря это, я имею в виду, что нужно обращать внимание не только на ряд глобальных численных параметров рынка, находящегося сегодня в состоянии застоя, но и оценивать его потенциальные возможности.

Представляется разумным учитывать при этом ряд национальных особенностей, в частности, изысканную португальскую кухню. Этот факт может оказаться существенным, когда придет время использовать автоматизированную торговлю как самый быстрый и удобный канал для того, чтобы привести качество питания в соответствии с нашим стилем жизни. Журнал Hostel Vending был бы только рад приветствовать подобные инициативы.

Теги: вендинг-отчеты


ОТПРАВИТЬ:



Читайте также:


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь