Соединенное Королевство — одна из главных промышленных и торговых стран мира. По величине ВВП страна находится на пятом месте после США, Японии, Германии и Китая. В 2006 г. ее ВВП составлял 2,37 триллиона долларов США, или 41777 долларов на душу населения (население СК составляло в это время 60.776.238 человек).

В Европе СК занимает пятое место по числу торговых автоматов, но всего десятое — по удельной вооруженности ими (По данным ЕВА "Вендинг в Европе", опубликованным в журнале Vending Business №1 2008 — соответственно третье и восьмое; в обоих случаях речь идет об автоматах для реализации продовольственных товаров, т.е. продуктов и напитков. — Прим. Ред.).

Объем продаж через автоматы вырос в 2006 г. на 2,8% и достиг 3,52 млрд. фунтов стерлингов; при этом число автоматов (любого назначения. — Прим. Ред.) достигло 1,3 млн (рост на 3,1% по сравнению с 2005 г.). Между 2002 и 2006 гг. объем продаж на рынке автоматизированной торговли рос быстрее продаж продуктов питания и безалкогольных напитков для домашнего потребления.

Еще статистика

Рынок вендинга состоит из трех секторов: продовольственного, табачного и прочих товаров. Первый является самым большим; здесь реализуются горячие и холодные напитки, снеки, кондитерские изделия, бутерброды и готовые блюда. Согласно британской вендинг-ассоциации (AVA), в этом секторе эксплуатируются 514802 автомата, в том числе:

234 336 традиционных автоматов для напитков (среднегодовой рост на 1,7% с 2002 по 2006);

80 021 автомат для приготовления напитков в стакане (падение на 8% с 2002г.);

90 830 автоматов для продажи напитков в банках - картонной таре - бутылках (падение на 5,3% с 2002 г.);

109 615 автоматов для продажи продтоваров, включая снеки (сокращение на 2,3 % с 2002 г.).

Приходится констатировать некоторое сокращение парка автоматов во всей продовольственной группе (за исключением традиционных машин для напитков) — на 1,6 % с 2002 по 2006.

Согласно тому же источнику, в этой группе машин покупатели тратили ежегодно 1,5 млрд фунтов. Каждый день продается 8 млн порций кофе и 2 млн — чая. Вендинг потребляет 1,5 млрд литров воды в год. Можно подсчитать, что предприятия среднего масштаба (50 чел.) расходуют на приготовление чая или кофе около 85000 фунтов из своей заработной платы.

Наиболее быстро растущими секторов за период с 2002 по 2006 г. были «прочие товары», в число которых входят газеты и журналы, а также предметы личной гигиены, включая презервативы. Продажа сигарет через автоматы, бывшая традиционно одним из бастионов сектора, продемонстрировала за этот период минимальный рост, причем доля ее в товарообороте непрерывно снижается. Среди причин этого — забота о здоровье и демонтаж некоторого числа сигаретных автоматов операторами.

Причины и следствия

Ожидается, что на британскую индустрию автоматизированной торговли могут воздействовать следующие новые законодательные меры:

Директива ЕС об утилизации электрического и электронного оборудования, являющаяся главным документом, регламентирующим судьбу торговых автоматов в конце их жизненного цикла;

Директива об ограничении использования опасных веществ (RoHS), ограничивающая применение ряда вредных веществ в электрическом и электронном оборудовании (включая торговые автоматы);

Европейское предписание о безопасности пищевых продуктов, которое требует, чтобы все виды действий с продуктами питания опирались на принципы НАССР («контроля безопасности продуктов»).

С сентября 2007 г. (в Шотландии — с августа) установленные в школах торговые автоматы можно загружать только такими пищевыми продуктами, как всякого рода семечки, орехи (несоленые!), фрукты и овощи. Никаких конфет, шоколада или чипсов. Из напитков допускаются вода, молоко, чистофруктовые соки, йогурт и молочные напитки, низкокалорийный горячий шоколад, чай и кофе. Чтобы соответствовать этим требованиям, многие ведущие вендинговые компании обратились к здоровым снекам, большинство которых имеет низкую калорийность, малое содержание жиров, натрия и сахара.

Согласно Marketreportfinder.com, в период с 2007 по 2011 гг. ожидается дальнейший рост продаж продуктов через торговые автоматы в связи с предполагаемым ростом парка машин и расширением ассортимента продуктов, включая так называемые здоровые. Все это способно повысить при влекательность вендинга для покупателей, равно как и технические усовершенствования, включая системы безналичной оплаты.

Короче говоря, пока не видно, что могло бы сдержать рост автоматизированной торговли. Вендинг остается золотыми копями, которые только и ждут дальнейшей разработки. Число продуктов, которые можно реализовать через автоматы, растет по экспоненте, но и традиционные напитки и продукты пока не исчерпали своих возможностей. После ввода в действие в 2007 г. новых законодательных мер может вырасти привлекательность здорового и спортивного питания. Нет сомнения, что страна с такой промышленной и экономической мощью способна воспользоваться ей для внедрения в вендинг новых технологий и организации новых каналов сбыта.

В силу всего вышесказанного, можно считать будущее вендинга на Британских островах безоблачным, несмотря на вздорный характер тамошней погоды. Мало кто удивился бы, узнав, что зонтик изобрели не где-нибудь, а в Англии. Во всяком случае, именно здесь расположена одна из самых обширных сетей автоматов по продаже зонтов, которая принадлежит компании Umbrolly.

 

При подготовке статьи использовались материалы: Marketreportfinder.com; Automatic Vending Association (AVA); Galipedia; Eu'Vend

Теги: вендинг-отчеты


ОТПРАВИТЬ:



Читайте также:


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь