Статьи » Вендинг бизнес
Архив журналов → Журнал № 23 от 2008-1
Вендинг в Европе
Для начала - несколько цифр и фактов, характеризующих европейский вендинг. За этими словами стоят 3,7 млн автоматов с годовым объемом продаж около 15-20 млрд евро. Их эксплуатацией занимается примерно 10000 компаний-операторов, относящихся к категории малого и среднего (семейного) бизнеса. Диаграммы, фиг. 1 и 2, характеризуют обеспеченность торговыми автоматами продовольственного профиля западноевропейских стран. На фиг. 3 показана скорость пополнения парка вендинг-машин в тех же странах и ряде новых членов ЕС.
Общие цифры, разумеется, не отражают всей специфики национальных рынков. В этом смысле любопытно сопоставить данные по двум новым членам Евросоюза - Венгрии и Польши. Видно, что разница - не только в удельной вооруженности машинами (которая в Польше почти впятеро ниже), но и в структуре парка машин, и в национальных предпочтениях.
Венгрия 36600 автоматов, в том числе: Для горячих напитков: 17500(48%) (настольных -10500, напольных - 7000) Для холодных напитков: 13 000(36%) Для снэков/штучных продтоваров: 1000 (3%) Прочие: 4 800 (13 %) |
Польша 30000 автоматов, в том числе: Для горячих напитков: 20100 (67%) (настольных -2100, напольных — 18000) Для холодных напитков: 6000 (20 %) Для снэков/ штучных продтоваров: 3 900 (13 %) |
Предпочтения, касающиеся кофе (в порядке убывания):
Венгрия Эспрессо Растворимый Молотый (чалды, fresh Молотый brew, и т.д.) |
Польша Растворимый Эспрессо Молотый |
Проблемы, стоящие перед европейским вендингом, я бы сгруппировала следующим образом:
1. Экономические
Замедление экономического роста в Западной Европе. Для 21 стран ЕС годовой прирост товарооборота составляет 2,6 %. В ряде стран (например, Великобритании) рынок вендинга вообще не растет. Перспективами расширения рынка вендинга обладают:
- Страны Центральной и Восточной Европы
- Страны Балтии
- Юго-Восточная Европа (Греция, Турция)
- Россия (рост валового продукта в 2006 г. составил 6,5 % )
2. Деловые
Сокращается количество производственных предприятий и число рабочих мест. Меняется структура рабочей силы (соотношение рабочих и служащих - в пользу последних; больше женщин вовлекается в экономику). Увеличивается доля малых и средних предприятий. С точки зрения вендинга последствия следующие:
- Растет число автоматов
- Растет спрос на малые машины
- Расширяется выбор
3. Потребительские
Потребительский спрос развивается в следующих направлениях:
- Потребление "на ходу", готовые блюда
- Интерес к диетической кухне, "органическим" продуктам и продукции "Fair-trade", произведенной в рамках честных взаимоотношений между сторонами.
- Кофейные и шоколадные напитки класса "спешалти" (latte, macchiato и т.д.)
- Распространение систем автоматической оплаты
К последствиям этого относится необходимость лучше изучать запросы потребителей, расширять спектр товаров и регулярно варьировать его.
4. Законодательные уложения и стандарты
Применительно к машинам - это технические руководящие документы (директивы) и экологические требования. По отношению к продуктам речь идет о гигиенических требованиях, возможности проследить происхождение товара, а в ближайшей перспективе - о необходимости информировать потребителя о составе продукта, включая возможные аллергены. В вопросах охраны окружающей среды сектору вендинга предстоит заниматься проблемами энергопотребления и экологической эффективности автоматов, а также утилизацией машин, выводимых из эксплуатации.
5. Эксплуатационные расходы
К таковым относятся, помимо прочего:
- Транспортные издержки
- Упущенные продажи, в том числе связанные с несвоевременной загрузкой товара
- Непроизводительные потери времени и энергии
- Хищение выручки и товаров
Максимальное использование потенциала каждой машины предполагает продуманную логистику, маршрутирование, наличие необходимого запаса товаров, а также рациональную организацию информационных потоков, включая телеметрию.
6. Имидж и позиционирование отрасли
Необходимо бороться с образом вендинга, как последнего прибежища голодного человека и источника неприятных эмоций, а также с представлением о том, что автоматизированная торговля - это синоним невысокой качества, низкой надежности и слабого дизайна. К сожалению, в глазах многих выстраивается порочная логическая цепочка: Вендинг - малосъедобная еда - толстые дети. Тем самым на вендинг возлагается, как минимум, частично, ответственность за эпидемию ожирения.
Необходимо подчеркивать и развивать экологический потенциал отрасли:
- Автоматы предпочтительнее чайников
- Пластиковые стаканчики практичнее бумажных (с точки зрения утилизации) и не требуют мытья (в отличие от фарфоровой посуды)
- Автоматы экологически эффективны, в том числе потому, что не требуют больших энергозатрат на ночную подсветку.
Говоря о направлениях технологического совершенствования автоматов, я бы особо выделила внедрение дистанционного мониторинга с использованием GSM/GPRS, а также повышение надежности платежных систем, особенно купюроприемников. Следует расширять внедрение систем безналичной оплаты. Кстати, говоря, об использовании высоких технологий: почему бы не организовать реализацию через автоматы цифровых карт?
Заканчивая свое выступление, я хотела бы подчеркнуть, что первоочередной задачей нашей отрасли является сделать вендинг всепроникающим, для чего необходимо искать новые места установки и выходить с новыми предложениями по ассортименту. Нужно вырабатывать у общества привычку к вендингу, привлекая людей атмосферой, качеством, чистотой, выбором товаров. Роль дополнительного привлекательного фактора могут сыграть информационные экраны. Конечно, одним из самых важных моментов в укреплении положительного образа автоматов является повышение их надежности. Вообще как хочется, чтобы у людей в сознании отложилось: автомат - мой друг.
Новые условия существования вендинга - это одновременно и новые возможности, причем как для операторов, так и для поставщиков. Ситуация представляется благоприятной, поскольку внедрение автоматизации в торговле хорошо согласуется с общей тенденцией к автоматизации быта и услуг, втягивающей в свою орбиту все больше конечных потребителей. Европейская вендинг-ассоциация готова максимально способствовать практической реализации этих возможностей ее членами.
В заключение приведу краткую информацию о ЕВА. Ассоциация основана в 1994 г. В ее состав входят 65 членов, в том числе 18 национальных ассоциаций и 47 компаний, что дает право считать, что ЕВА представляет практически всю отрасль континента. В исполком ассоциации входят 11 человек, включая представителей четырех нацассоциаций, четырех компаний - операторов, по одному производителю ингредиентов и платежных систем. Президент ассоциации - Арно ван Амеронген (Европейская ассоциация производителей торговых автоматов).
Постоянно работающими органами ЕВА являются 12 комитетов: исполнительный, технический, гигиены, безналичной оплаты, диеты и питания, монет, банкнот, производства машин, стандартов, статистики (данных по вендингу), директоров и форум независимых операторов.
Своими задачами ЕВА считает:
- Продвигать вендинг в Евросоюзе
- Продвигать европейский вендинг в глобальном масштабе
- Разрабатывать стандарты и продвигать их в глобальном масштабе
- Служить платформой для обмена информацией
- Способствовать развитию вендинг-ассоциаций
- Организовывать конференции
- Снабжать отрасль учебными пособиями - руководствами, листовками и т.д.
- Помогать развитию отрасли
К услугам членов ЕВА упрощенный контакт со специалистами, ассоциациями и компаниями ЕС, возможность пользоваться данными центра вендинга и закрытыми для нечленов страницами сайта, преданный своему делу секретариат.
Вопрос: Как соотносится в Западной Европе количество автоматов, установленных в общественных местах и организациях/предприятиях?
Ответ: На общественные места приходится около 30%, остальные 70 - у корпоративных потребителей.
Вопрос: Каково соотношение цен на товары, реализуемые через автоматы и в традиционных видах розничной торговли?
Ответ: Точные цифры назвать трудно, но в целом ситуация примерно такая: цены в автоматах ниже, чем в мелкой рознице, но выше чем в дискаунтерах.
ОТПРАВИТЬ:
Читайте также:
* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь