Для начала - несколько цифр и фактов, характеризующих европейский вендинг. За этими словами стоят 3,7 млн автоматов с годовым объемом продаж около 15-20 млрд евро. Их эксплуатацией занимается примерно 10000 компаний-операторов, относящихся к категории малого и среднего (семейного) бизнеса. Диаграммы, фиг. 1 и 2, характеризуют обеспеченность торговыми автоматами продовольственного профиля западноевропейских стран. На фиг. 3 показана скорость пополнения парка вендинг-машин в тех же странах и ряде новых членов ЕС.

Общие цифры, разумеется, не отражают всей специфики национальных рынков. В этом смысле любопытно сопоставить данные по двум новым членам Евросоюза - Венгрии и Польши. Видно, что разница - не только в удельной вооруженности машинами (которая в Польше почти впятеро ниже), но и в структуре парка машин, и в национальных предпочтениях. 

 

Венгрия

36600 автоматов, в том числе:

Для горячих напитков: 17500(48%)

(настольных -10500, напольных - 7000)

Для холодных напитков: 13 000(36%)

Для снэков/штучных продтоваров: 1000 (3%)

Прочие: 4 800 (13 %)

Польша

30000 автоматов, в том числе:

Для горячих напитков: 20100 (67%) (настольных -2100, напольных — 18000)

Для холодных напитков: 6000 (20 %)

Для снэков/ штучных продтоваров: 3 900 (13 %)

 

Предпочтения, касающиеся кофе (в порядке убывания):

 

Венгрия

Эспрессо

Растворимый

Молотый (чалды, fresh Молотый brew, и т.д.)

Польша

Растворимый

Эспрессо

Молотый

 

Проблемы, стоящие перед европейским вендингом, я бы сгруппировала следующим образом:

1. Экономические

Замедление экономического роста в Западной Европе. Для 21 стран ЕС годовой прирост товарооборота составляет 2,6 %. В ряде стран (например, Великобритании) рынок вендинга вообще не растет. Перспективами расширения рынка вендинга обладают:

- Страны Центральной и Восточной Европы

- Страны Балтии

- Юго-Восточная Европа (Греция, Турция)

- Россия (рост валового продукта в 2006 г. составил 6,5 % )

2. Деловые

Сокращается количество производственных предприятий и число рабочих мест. Меняется структура рабочей силы (соотношение рабочих и служащих - в пользу последних; больше женщин вовлекается в экономику). Увеличивается доля малых и средних предприятий. С точки зрения вендинга последствия следующие:

- Растет число автоматов

- Растет спрос на малые машины

- Расширяется выбор

3. Потребительские

Потребительский спрос развивается в следующих направлениях:

- Потребление "на ходу", готовые блюда

- Интерес к диетической кухне, "органическим" продуктам и продукции "Fair-trade", произведенной в рамках честных взаимоотношений между сторонами.

- Кофейные и шоколадные напитки класса "спешалти" (latte, macchiato и т.д.)

- Распространение систем автоматической оплаты

К последствиям этого относится необходимость лучше изучать запросы потребителей, расширять спектр товаров и регулярно варьировать его.

4. Законодательные уложения и стандарты

Применительно к машинам - это технические руководящие документы (директивы) и экологические требования. По отношению к продуктам речь идет о гигиенических требованиях, возможности проследить происхождение товара, а в ближайшей перспективе - о необходимости информировать потребителя о составе продукта, включая возможные аллергены. В вопросах охраны окружающей среды сектору вендинга предстоит заниматься проблемами энергопотребления и экологической эффективности автоматов, а также утилизацией машин, выводимых из эксплуатации.

5. Эксплуатационные расходы

К таковым относятся, помимо прочего:

- Транспортные издержки

- Упущенные продажи, в том числе связанные с несвоевременной загрузкой товара

- Непроизводительные потери времени и энергии

- Хищение выручки и товаров

Максимальное использование потенциала каждой машины предполагает продуманную логистику, маршрутирование, наличие необходимого запаса товаров, а также рациональную организацию информационных потоков, включая телеметрию.

6. Имидж и позиционирование отрасли

Необходимо бороться с образом вендинга, как последнего прибежища голодного человека и источника неприятных эмоций, а также с представлением о том, что автоматизированная торговля - это синоним невысокой качества, низкой надежности и слабого дизайна. К сожалению, в глазах многих выстраивается порочная логическая цепочка: Вендинг - малосъедобная еда - толстые дети. Тем самым на вендинг возлагается, как минимум, частично, ответственность за эпидемию ожирения.

Необходимо подчеркивать и развивать экологический потенциал отрасли:

- Автоматы предпочтительнее чайников

- Пластиковые стаканчики практичнее бумажных (с точки зрения утилизации) и не требуют мытья (в отличие от фарфоровой посуды)

- Автоматы экологически эффективны, в том числе потому, что не требуют больших энергозатрат на ночную подсветку.

Говоря о направлениях технологического совершенствования автоматов, я бы особо выделила внедрение дистанционного мониторинга с использованием GSM/GPRS, а также повышение надежности платежных систем, особенно купюроприемников. Следует расширять внедрение систем безналичной оплаты. Кстати, говоря, об использовании высоких технологий: почему бы не организовать реализацию через автоматы цифровых карт?

Заканчивая свое выступление, я хотела бы подчеркнуть, что первоочередной задачей нашей отрасли является сделать вендинг всепроникающим, для чего необходимо искать новые места установки и выходить с новыми предложениями по ассортименту. Нужно вырабатывать у общества привычку к вендингу, привлекая людей атмосферой, качеством, чистотой, выбором товаров. Роль дополнительного привлекательного фактора могут сыграть информационные экраны. Конечно, одним из самых важных моментов в укреплении положительного образа автоматов является повышение их надежности. Вообще как хочется, чтобы у людей в сознании отложилось: автомат - мой друг.

Новые условия существования вендинга - это одновременно и новые возможности, причем как для операторов, так и для поставщиков. Ситуация представляется благоприятной, поскольку внедрение автоматизации в торговле хорошо согласуется с общей тенденцией к автоматизации быта и услуг, втягивающей в свою орбиту все больше конечных потребителей. Европейская вендинг-ассоциация готова максимально способствовать практической реализации этих возможностей ее членами.

В заключение приведу краткую информацию о ЕВА. Ассоциация основана в 1994 г. В ее состав входят 65 членов, в том числе 18 национальных ассоциаций и 47 компаний, что дает право считать, что ЕВА представляет практически всю отрасль континента. В исполком ассоциации входят 11 человек, включая представителей четырех нацассоциаций, четырех компаний - операторов, по одному производителю ингредиентов и платежных систем. Президент ассоциации - Арно ван Амеронген (Европейская ассоциация производителей торговых автоматов).

Постоянно работающими органами ЕВА являются 12 комитетов: исполнительный, технический, гигиены, безналичной оплаты, диеты и питания, монет, банкнот, производства машин, стандартов, статистики (данных по вендингу), директоров и форум независимых операторов.

Своими задачами ЕВА считает:

- Продвигать вендинг в Евросоюзе

- Продвигать европейский вендинг в глобальном масштабе

- Разрабатывать стандарты и продвигать их в глобальном масштабе

- Служить платформой для обмена информацией

- Способствовать развитию вендинг-ассоциаций

- Организовывать конференции

- Снабжать отрасль учебными пособиями - руководствами, листовками и т.д.

- Помогать развитию отрасли

К услугам членов ЕВА упрощенный контакт со специалистами, ассоциациями и компаниями ЕС, возможность пользоваться данными центра вендинга и закрытыми для нечленов страницами сайта, преданный своему делу секретариат.

Вопрос: Как соотносится в Западной Европе количество автоматов, установленных в общественных местах и организациях/предприятиях?

Ответ: На общественные места приходится около 30%, остальные 70 - у корпоративных потребителей.

Вопрос: Каково соотношение цен на товары, реализуемые через автоматы и в традиционных видах розничной торговли?

Ответ: Точные цифры назвать трудно, но в целом ситуация примерно такая: цены в автоматах ниже, чем в мелкой рознице, но выше чем в дискаунтерах.

Теги: вендинг-отчеты


ОТПРАВИТЬ:



Читайте также:


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь