2002 год ознаменовался резким изменением тенденций развития французского рынка вендинга. В 2002-2003 гг. рост объемов рынка существенно замедлился. Эта тенденция наметилась еще во второй половине 2001 г. и явилась результатом воздействия трех основных факторов:

- неблагоприятной общеэкономической ситуации,

- дестабилизации потребления в связи с переходом на евро,

- изменения отношения населения к структуре питания, которое стало проявлять меньше склонности ко всякого рода «перекусыванию» и снэкам в частности.

Однако даже в этих условиях на рынке сохранился прирост (1,4 % в 2002 г. и 2,2% — в 2003 г.), в результате чего объем рынка достиг 1,469 млрд евро. Рынок удержался «на плаву» благодаря малым машинам, прохладительным напиткам и бутербродам — вопреки падению продаж горячих напитков. Любопытно, что занятость в секторе росла быстрее, чем объем продаж; это связано с директивным переходом на 35- часовую рабочую неделю.

Сокращение времени пребывания людей на работе привело к снижению, начиная с 2002 г., корпоративного спроса на товары и услуги вендинга. С другой стороны, появились дополнительные возможности, связанные с посещением общественных мест, центров отдыха и досуга, а также предприятий торговли.

Определенное изменение структуры потребления в сочетании с ростом концентрации в секторе вендинга привели к усилению контрастов. Для динамичных и хорошо адаптирующихся к ситуации компаний в 2002-2003 гг. был характерен стабильный рост, в то время как у других в 2002 г. наблюдался 10%-ный спад продаж, после чего слабый подъем в 2003 г. смог вернуть их лишь на уровень 2001 г.

В результате этой, новой для них ситуации операторы стали весьма осторожно относиться к вопросу инвестиций. Фактически, если говорить о продажах оборудования, то рост наблюдался только по двум позициям: автоматы, торгующие в розлив, и фонтанчики для питья. В число первых входят офисные машины и кофеварки; их суммарное число в стране составляло в 2003 г. 262000 штук. Что касается питьевых автоматов- фонтанчиков, то в настоящее время в эксплуатации находятся 205000 штук с собственным запасом подготовленной воды и 34000 — работающих от сети. Что же касается торговых автоматов для продажи напитков в пластиковой таре, их количество в 2003 г. несколько сократилось (на 1 % от 208000), новые машины закупались только на замену старых. Спрос на автоматы с охлаждаемой камерой, рассчитанные на реализацию нескольких видов товара, превышает спрос на «монопродуктовые» машины. Число «мультипродуктовых» машин составляет 119000, оно росло в последнее десятилетие на 10% в год.

Рынок платежных систем вернулся к уровню 1999 г., общее число установленных машин слегка росло между 2001 и 2003 гг. Объем продаж машин с безналичным платежом упал на 10%, но в целом это направление следует признать вполне благополучным.

Что касается реализуемых продуктов, то следует отметить возникновение трех главных тенденций:

- Сублимированный (freeze- dried) кофе уступает позиции молотому в результате распространения машин с капсюльной заправкой, а также крупных комбинированных аппаратов, рассчитанных на использование и молотого, и растворимого продукта.

- Потребители все серьезнее относятся к проблеме здорового питания и все более отдают предпочтение фруктовым сокам, нежирным продуктам и минеральной воде. Все более явным становится рост спроса на питьевую воду, упакованную в банки и бутылки, а также из фонтанчиков.

В вендинге спрос на готовые блюда остается на низком уровне. В то же время продолжает стабильно расти спрос на бутерброды, что свидетельствует о потенциальных возможностях этого сегмента рынка. В 2003 г. через торговые автоматы было продано 73 млн бутербродов, чему соответствует годовой прирост почти 15% в течение двух последних лет.

Теги: вендинг-отчеты


ОТПРАВИТЬ:



Читайте также:


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь