В данной статье речь пойдет в первую очередь о механических торговых автоматах, хотя под словом "вендинг" понимаются любые устройства, торгующие товаром за монеты, купюры и другие платежные средства.

Количество вендинг-операторов в России и странах СНГ растет с каждым годом. Этот бизнес набирает обороты как по количеству установленных автоматов, так и по денежным потокам, проходящим через них. Но в России, как обычно, до сих пор нет чётко регламентирующих документов (законодательных актов) по налогообложению доходов, получаемых от продаж через торговые автоматы. На все запросы предпринимателей в налоговые органы оттуда поступают лишь отписки- разъяснения в несколько предложений от чиновников не самого высокого ранга (неужели один человек вот так легко может решать проблемы целой отрасли?!): торговые автоматы - это разносная (как лоточник-коробейник в конце XIX века?) или развозная (как машины с овощами на рынке?) торговля. Странная аналогия. Так и хочется поставить рядом с автолавкой автомат "Южанин-16" (см.фото), торгующий жвачкой по 2 руб., и показать такому чиновнику.

Согласно письму Министерства финансов РФ от 01.03.2005 № 03-06-05-05/17, подписанному заместителем директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ А.И. Ивантеевым, торговый автомат в России - "передвижное средство развозной и разносной торговли нестационарной торговой сети. Поэтому полагаем, что налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через торговые автоматы (жевательной резинки) исчисляют ЕНВД с использованием физического показателя базовой доходности - торговое место". Заглянув в налоговые документы, читаем, что с 1 января 2005 г. базовая доходность торгового места определяется в 9000 руб. Соответственно ЕНВД в 15% составит с этой суммы 1350 руб. Думаю, что это мечта любого оператора, снимать с каждого автомата по 9000 руб. в месяц, продавая по 4 500 шт. шариков жевательной резинки (150 шт. в день). Покажите мне место, где можно снимать такие доходы с одного автомата ежемесячно, и я вас отблагодарю!

На практике нормой считается выручка в 500-1500 руб. в месяц с одного автомата. Разумеется, есть места установки, где этот показатель и выше, но это - исключение из правил, к тому же выручка - это доход брутто, которого необходимо покрыть:

а) стоимость товара,

б) арендную плату за место,

в) налоги, которые вы уже уплатили, покупая товар оптом,

г) прибыль вендинг-оператора.

От всех этих показателей как раз и зависит, сколько времени потребуется для окупаемости торгового автомата. По мнению налоговиков необходимо добавить ещё пункт д) в размере 1350,0 руб. в месяц. Как нетрудно сообразить, вероятность окупить расходы в этом случае практически равна нулю. Кстати, легко оценить, какая должна быть проходимость у места установки.

Учитывая, что жвачка не является товаром первой необходимости, а покупатели у вендоров в основном дети, на практике жвачку в автомате покупают примерно 3-5 % потенциальных покупателей, прошедших рядом с автоматом. Это означает, что мимо автомата должны проходить 3-5 тыс. человек в день или 90-150 тыс. человек в месяц. А это, как ни крути, население приличного по размерам города! Вряд ли найдётся много мест с такой проходимостью покупателей. Где же в таком случае логика отечественных чиновников?

Обратимся к зарубежному опыту по налогообложению вендинга. Например, к американскому, где налогообложение построено по принципу супермаркета - вы берёте товар с полок самостоятельно, а служба безопасности магазина следит, чтобы вы его обязательно оплатили в кассе. Много ли случаев воровства в супермаркетах? Единицы, так как люди в основной массе честно оплачивают товар. Так и с налогами: налогоплательщики самостоятельно указывают свой доход с автоматов и оплачивают налог с оборота.

Чтобы не быть голословными, ниже приводится информация, предназначенная для владельцев и операторов автоматов, зарегистрированных в штате Колорадо (США). Данные актуальны на 2003 год и в сокращенном виде выглядят следующим образом.

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Эта публикация предназначена для владельцев, арендодателей, арендаторов и операторов торговых автоматов, которые получают доход от торговых автоматов, а также для лицензированных продавцов, зарегистрированных и оплачивающих налог с оборота за товары, проданные через торговые автоматы.

Любое физическое лицо или компания, собирающие выручку с торгового автомата, несут ответственность за оплату налогов на доходы от торгового автомата. Если физическое лицо или компания только получают договорную плату или процент от выручки от эксплуатации торгового автомата и не имеют доступа к нему, то это физическое лицо или компания не несут ответственности за выплату налога с оборота.

Когда Вы эксплуатируете торговые автоматы на территории, находящейся под юрисдикцией органов самоуправления, Вы должны обратиться непосредственно в органы самоуправления для получения информации относительно оплаты любых местных коммерческих налогов. Для быстрого способа получения информации о налоговых ставках, применяемых в любой местной юрисдикции, посетите раздел на сайте www.taxcolorado.com "Информация о налогооблагаемых продажах".

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Торговый автомат - это механизм (машина), продающий за монеты или жетоны материальный продукт в собственность потребителю. Это определение не включает в себя такие примеры автоматов, как видеоигры, пинбол-автоматы, бильярдные столы или другие работающие от купюр, монет или жетонов автоматы, не продающие товары потребителям. При эксплуатации кран-машины, которую игроки используют для вытаскивания игрушек-призов, необходимо, чтобы налог за товары, которые были куплены для использования в кран-машине, был оплачен раньшег чем налог на доходы от кран-машины.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Вендоры, контролирующие денежные поступления от автоматов, должны получить коммерческую налоговую лицензию штата Колорадо. Для получения этой лицензии заполните форму CR 0100 "Регистрация бизнеса в штате Колорадо", расположенную на сайте. Двухлетняя коммерческая налоговая лицензия стоит $16, которые выплачивают пропорционально в течение шести месяцев. Вы должны также оплатить депозит в размере $50, который будет возмещен после того, как Вы уплатите, по крайней мере, $50 налогов с оборота Отделу дохода.

Вы можете получить лицензию по почте в течение четырех-шести недель.

Если Вы планируете устанавливать автоматы более чем в одном месте, в заявление на оплату коммерческой налоговой лицензии необходимо включить не только первое или основное местоположение, но также все остальные филиалы. Для всех мест установки требуется только одна лицензия,

 

СТИКЕРЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ

При получении лицензии необходимо приобрести и наклеить на каждый Ваш автомат идентификационные стикеры. Каждый стикер стоит 10 центов.

Стикер должен быть помещен на фронтальную или другую сторону автомата, но должен всегда быть виден и доступен. Этот стикер необходим для идентификации владельца торгового автомата сотрудниками Отдела дохода.

 

ПИЩЕВОЙ ПРОДУКТ

Все продажи, произведенные через торговые автоматы, и закупки продуктов питания для них по определению в разделе 39-26-102 (4.5) должны быть освобождены от налога с продаж в штате Колорадо. Однако следующие товары нерассматриваются как продукты питания и поэтому облагаются налогом:

- газированная вода в розлив

- жевательная резинка

- готовые салаты

- пакетированные и непакетированные холодные бутерброды

- горячие или холодные напитки, продаваемые в открытых стаканах или чашках через торговый автомат.

Это означает, что лимонад или любые другие безалкогольные напитки в банках, проданные через торговый автомат, освобождены от налога, но кофе в розлив, лимонад или любые другие безалкогольные напитки, проданные в чашках, налогом облагаются.

Если местные власти освобождают торговлю продуктами питания, проданными через торговые автоматы, от налога с оборота, они должны использовать те же самые критерии, что и штат, при определении, какие товары являются налогооблагаемыми, а какие освобождены от налогообложения. Чтобы выяснить, применяет ли местная власть установленное окружным или городским законом освобождение от местного налога на торговлю продуктами питания, проданными через торговые автоматы, обратитесь к публикации в DRP 1002 "Налог с оборота и налог пользования штата Колорадо", изданной Отделом доходов. Эта публикация доступна на сайте отдела в www.taxcolorado.com

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ

Непродовольственные товары, продающиеся за 15 центов или меньше, освобождены от налога с продаж. Если товар продается дороже, чем за 15 центов, Вы не можете вычислять налог с оборота, который Вы должны уплатить, вычитая первые 15 центов из стоимости товара, который Вы продаете. Например, если налоговая ставка 6 %, то цена в $1.00 включает в себя продажу брутто в 94 цента и налог с продаж 6 центов ($1.00 : 1.06 = 94 цента или 0.94 х 0.06 = 6 центов).

 

ОТЧЕТ И УПЛАТА НАЛОГА

Чтобы предоставлять отчёт о налоге с оборота при работе с торговыми автоматами, Вы должны зарегистрировать документ Формы 0100 "Налог с оборота розничной продажи". Вам необходимо указывать свой торговый оборот ежемесячно. Однако, если ваши налоговые платежи не превышают $300 в месяц, Вы можете предварительно договориться с отделом о предоставлении отчета ежеквартально. Если ваши налоговые платежи не превышают $15 в месяц, и у вас есть предварительное согласие от Отдела дохода, Вы можете предоставлять отчет раз в год.

Размеры налогов штата и местных должны быть округлены до ближайшего целого доллара.

Вендинг-операторы могут требовать 3.33% вычета от общей суммы оплаты за обслуживание налога штата с продаж, уплаченного каждой местной юрисдикции, в которой Вы установили торговые автоматы. Оплата за обслуживание не компенсируется, если отчет налогоплательщика подан поздно.

 

ОТЧЕТ О НАЛОГАХ С ПРОДАЖ ПО ВЫРУЧКЕ В МЕСТОПОЛОЖЕНИЯХ СЕТИ

Когда Вы подаете заявку на получение лицензии для уплаты налога с оборота торгового автомата, местная юрисдикция, в которой Вы размещаете Ваш первый торговый автомат, будет Вашим основным местоположением. Если Вы размещаете автоматы в другие местные юрисдикции, Вы должны представить список городов/округов, в которых Ваши автоматы расположены. Этот список должен быть приложен к вашему документу 0100 "Налогообложение с розничного дохода".

 

КАК ВЫЧИСЛЯТЬ ВАЛОВУЮ ВЫРУЧКУ

При расчете валовой выручки налоговая ставка определяется суммированием ставок штата, округа, города. Типичная суммарная величина ставки укладывается в 7%.

Не забывайте суммировать продажи со всех мест установки, когда готовите отчет о налогах с доходов для государства и местных налогов.

 

ПРАВА НА ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГА

Вы можете использовать право на освобождение от налога в том случае, если Вы как собственник сдаете в аренду торговые автоматы кому-либо, кто получает доход от их эксплуатации. Арендодатель не должен предоставлять арендатору никаких прав собственности на автомат(ы). Если арендатор имеет часть или полную собственность автомата(ов), то торговля через торговый автомат(ы) не будет освобождена от налога на арендованную собственность.

Арендодатель может получить право освобождения от налогов одним из трех способов:

- Зарегистрировать копию арендного договора с продавцом в округе, где расположен автомат, находящийся в собственности.

- Зарегистрировать документ формы 6514 "Меморандум об арендном договоре" в Отделе доходов, Отделе налоговой ревизии и Отделе соглашений, присвоив торговым автоматам серийные номера.

- В пределах десяти дней сделать опись собственности в Отделе дохода, уведомить Отдел налоговой ревизии и Отдел соглашений о подписанном арендном договоре, отправив в эти отделы копии этого договора. Во всех случаях в арендном договоре должна быть указана персональная собственность таким способом, чтобы была возможность её идентификации инспекторами отдела.

Вы должны также маркировать Ваши торговые автоматы, использовав серийные номера или другие марки идентификации. Вы можете выбрать Ваш собственный способ нумерации или систему маркировки, но номера или маркировку Вы должны использовать на каждом автомате, которые соответствуют списку торговых автоматов, предоставленному Вами в отдел доходов.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ БИЗНЕСА

На сайте www.taxcolorado.com в разделе "Диалоговые услуги" доступны следующие услуги.

Электронная оплата (EFT). Предприниматели могут делать платежи через Интернет или по телефону. Зарегистрируйтесь, чтобы делать электронные платежи посредством нашей бесплатной службы.

Налог с оборота при "Нулевой отчётности" - Безопасно и легко можно подать отчёт о налоге с оборота штата Колорадо и местном налоге с оборота, когда у Вас нулевые продажи сети и Вы не уплачиваете никаких налогов. Это может быть в любом отчётном периоде (ежемесячном, ежеквартальном, ежегодном и сезонном). Тогда нет никакой необходимости заполнять отчёты в бумажном виде и отправлять их.

Проверка налоговой лицензии - Подтвердите, что налоговая лицензия штата Колорадо или свидетельство об освобождении от налогов не просрочены.

Налоговые ставки для розничных продавцов - Контролируйте размер налоговых ставок для вашего определенного местоположения автоматов.

Из процитированного документа видно, что американскому налогоплательщику достаточно легко получить все необходимые формы и таблицы для отчётности по доходам и налогам, посетив сайт Отдела доходов округа, в котором он зарегистрирован. Консультации у налоговой службы можно получать по телефону, а все необходимые документы отправлять и получать по почте. Видимо, американское законодательство ценит время своих бизнесменов (Time Is Money!).

Подводя итоги первой части, выразим в тезисной форме условия налогообложения вендинг- операторов и владельцев торговых автоматов в США:

- Вендинг-операторы выплачивают налоги штата и местные, которые в сумме не превышают 1% с выручки, и отчётность сдают раз в квартал (похоже на нашу "упрощёнку");

- Налог с оборота выплачивают только те, кто непосредственно снимает выручку с автоматов;

- Если вендор является владельцем торговых автоматов, но сам лично не снимает выручку, то он уплачивает налог пользования, а не налог с оборота;

- Если вендор (например, дилер) оптом продаёт товары владельцам торговых автоматов (а они уже будут заполнять этими товарами свои автоматы), то налог с оборота не превышает 2,25%, а если оборот маленький, то его вообще освободят от налогов;

- За право заниматься вендингом в течение 2 лет вендору надо оплатить коммерческую лицензию в размере 450 руб., а чтобы ему было не накладно, то он их выплачивает в течение полугода;

- На сеть автоматов из 100 единиц американский вендор покупает стикеров на 285 руб. (примерно такие же стикеры у нас клеят ежегодно на кассовые аппараты, но в 10 раз дороже);

- Если цена на игрушку в автомате меньше 4 руб., то вендор вообще не платит никаких налогов;

- При выставлении автоматов на фестивалях и ярмарках, длящихся менее 6 дней, налог с оборота не выплачивается;

- Любые формы документов (квитанций, заявлений, таблиц для расчёта) доступны бесплатно на сайте Департамента доходов округа.

Хотелось бы, чтобы труженики из Минфина внимательно изучили зарубежный опыт налогообложения вендинга, грамотно применив его в нашей стране. Тогда бурное развитие этого бизнеса и высокие поступления в государственную казну обеспечены.

Теги: налогообложение вендинга, вендинг в США


ОТПРАВИТЬ:



Читайте также:


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь