Прошедший год ознаменовался энергичным ростом российского рынка торговых автоматов. Определились лидеры рынка, и появилось много новичков, пытающихся завоевать свое место под солнцем. Практически в каждом регионе и чуть ли не в каждом городе появились торговые автоматы и фирмы-операторы. География поставок торговых автоматов за 2004 год — от Калининграда до Камчатки и Чукотки. В связи с этим важную роль приобретает анализ рынка, который помогает всем, и поставщикам, и покупателям оборудования, принимать решения в своей деятельности.

Одним из самых достоверных методов изучения рынка является анализ таможенной статистики. Нами была сделана выборка информации по импорту торговых автоматов (код ТНВЭД 8476210000) и небольшой анализ полученных данных. Анализ производился по фирмам-производителям и по типам торговых автоматов. В принципе, информацию можно было структурировать и по конкретным моделям, но столь подробное исследование не входило в наши задачи.

По информации, полученной из Таможенного комитета, практики ввоза торговых автоматов под другими таможенными кодами пока не замечено. Это позволяет надеяться, что построенная исходя из статистики ГТК картина импорта в Россию вендинг-машин достаточно приближена к реальности. При этом следует иметь в виду, что выбрать из таможенной статистики сведения по ввозу оборудования каждым дилером в отдельности невозможно, так как при прохождении таможни не все дилеры фигурируют в декларациях напрямую в роли импортера.

При анализе статистики удалось выделить следующие закономерности: резкий (в два раза) рост импорта автоматов во второй половине года (июль-декабрь) и появление двух явных лидеров среди компаний-производителей (Samsung и NECTA), которые вместе заняли более 70% российского рынка. Каждый из этих производителей в 2004 году продал в Россию автоматов больше, чем все остальные фирмы, вместе взятые. Результаты анализа приведены в таблице и на графике.

Что касается анализа импорта по типам торговых автоматов, то 90 % всего ввезенного оборудования составляют автоматы по продаже горячих напитков, в обиходе именуемые «кофейные». У Samsung это модель SVM-6111, у Necta — это автоматы Kikko и Colibri.

Чем можно объяснить данные результаты?

По нашему мнению, у автоматов Samsung/Venson есть следующие достоинства:

- низкая цена (к тому же выраженная в долларах, а не в евро)

- высокая надежность

- простота в эксплуатации

- лучшая среди всех торговых автоматов вандалоустойчивость

- большой ресурс «от обслуживания до обслуживания»

Недостатком линейки Samsung является то, что в ней не были представлены автоматы, изготавливающие напитки из зернового кофе. К тому же сравнительно большие габаритные размеры иногда ограничивают возможности их размещения.

Главными причинами успеха автоматов Necta, на наш взгляд, являются:

- небольшие размеры (в том числе автоматов, изготавливающих напитки из зернового кофе);

- самая низкая цена среди аналогов;

- отсутствие на рынке автоматов с зерновым кофе других производителей;

- хороший дизайн.

Большую роль в успехе данных производителей сыграла и активная работа дилеров. И Samsung, и Necta имеют в России не менее четырех компаний-партнеров. Аппараты этих фирм уже давно поставляются в Россию: Samsung — около 10 лет, Necta — не менее 5 лет. Дилерами и операторами накоплен огромный опыт использования и обслуживания этих торговых автоматов. Соответственно здесь сосредоточены и лучшие инженерные кадры.

Анализ данных за 2004 год внушает оптимизм по поводу прогнозов развития рынка вендинга в нашей стране. Импорт торговых автоматов имеет тенденцию к устойчивому росту. Если в 2003 году было ввезено 1752 аппарата, то в 2004 году — уже 3204, что на 80 % больше.

Остается надеяться, что и в нашей стране появится производство достойных торговых автоматов, которые смогут отобрать часть рынка у зарубежных производителей.

 

Январь - Июнь

Июль - Декабрь

Всего за год

Samsung

356

975

1331

Necta

282

709

991

Прочие

389

493

882

Всего

1027

2177

3204

 

Теги: вендинг-отчеты, вендинг в России


ОТПРАВИТЬ:



Читайте также:


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь