Статьи » Вендинг бизнес
Архив журналов → Журнал № 6 от 2005-2
Вендинг в Германии вчера и сегодня. Сигаретные автоматы
Профессор Берндт Халлир, директор Европейского института торговли (EHI — EuroHandelsinstitut). С 1974 по 1984 год работал в руководящих структурах крупной сигаретной компании. В 1983 году вышла его книга «Организация и стратегия рынка в торговле табачными изделиями». Это издание и на сегодняшний день сохраняет важность для отрасли.
Одним из вариантов решения проблемы сбыта продукции является продажа товаров посредством автоматов, то есть вендинг. Таким образом, вендинг — конкурент другим видам торговли и поэтому вынужден приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям рынка.
Что говорит в пользу вендинга?
Использование торговых автоматов становится актуальным в тех случаях, когда ощущается недостаток рабочей силы или затраты на персонал слишком высоки по сравнению с затратами на автоматы (например, аппараты по продаже билетов на вокзалах), либо в ситуациях, когда вечером и ночью магазины закрыты.
Ряд шагов по развитию автоматной торговли был предпринят в Германии в 60-е годы. Тогда были созданы даже целые магазины, состоящие из автоматов (например, в Гамбурге на Гриндельаллее). Однако этот эксперимент себя не оправдал, хотя сама идея магазинов-автоматов не умерла и примерно раз в 10 лет реализуется в виде очередного небольшого магазина по продаже сладостей на вокзалах, в торговых центрах и т.д. Например, во Франкфурте в середине 10-х годов возникла целая торговая улица с автоматами, однако и эта модель через несколько лет прекратила свое существование.
Однако некоторые виды торговых автоматов сохранились на территории Германии и по сей день успешно эксплуатируются. Именно через автоматы реализуется там сегодня более 25 % сигарет (правда, в 1980 г. эта цифра была гораздо выше — 45%). Существует большое количество автоматов по продаже сладостей, причем наблюдается тенденция к увеличению их числа, а также по продаже напитков.
В качестве примера приводим таблицу с данными из книги «Современная торговля» (Handel aktuell), ежегодно издающейся в Европейском институте торговли
Какие факторы способствуют развитию отрасли?
Первое условие: речь должна идти о стандартных продуктах. В период с 1953 по 1972 год в Германии упаковку сигарет в автомате можно было приобрести за 1 марку. Последняя была представлена единственной стандартной монетой. Это обстоятельство позволило разработать довольно недорогой автомат — второе условие. Третьим условием успеха было то, что в Германии за счет акцизных пошлин на табак цены на сигареты были четко регламентированы. Для сравнения, в Японии цены, напротив, довольно гибкие, и потому необходимы электронные платежные системы, которые, естественно, намного дороже и требуют частого ремонта, но позволяют в любой момент менять расценки.
В Германии автоматы стали терять свою долю на рынке, когда, начиная с 80-х годов, происходило постоянное увеличение цен на сигареты за счет повышения стоимости производства, а также параллельного роста налога на табачные изделия.
Четвертая предпосылка для успешного осуществления продаж через автоматы — продуманная организация процесса. Считается доказанным, что наиболее эффективно сотрудничество с оптовыми фирмами, которые будут контролировать автоматы, следить за постоянным наличием соответствующих продуктов. В Германии некоторые оптовые компании владеют тысячами сигаретных автоматов.
В заключение приведем некоторые ключевые моменты в истории развития автоматной торговли.
Группы компаний/Фирмы |
Общий товарооборот, млн. |
Количество автоматов, шт. |
Группы компаний |
||
1. DTV-Gruppe (A) |
3102 |
195000 |
2. Tabac Service/Y-Gruppe (B) |
1100 |
95000 |
Фирмы |
||
1. Lekkerland-Tobaccoland* |
7374 |
|
2. Tobaccoland Automaten |
1150 |
181500 |
3. Tabacon-Gruppe (группа компаний A) |
743 |
42000 |
4. Hall (A)** |
713 |
45000 |
5. Tabakwaren Vertrieb Niedersachsen (A)*** |
316 |
22600 |
6. Willi Weber (A) |
307 |
23000 |
7. Huissel Tabak GmbH (A) |
180 |
11500 |
8. Holtappels/TVS (группа компаний В) |
178 |
12000 |
9. Wagro (A) |
164 |
3840 |
10. Moeser (A) |
145 |
9050 |
11. Ostermeier |
142 |
14100 |
12. Dietz |
120 |
9800 |
13. Wolf (B) |
110 |
12000 |
14. Wolters (A) |
95 |
10 400 |
15. TVT Thueringen (A) |
80 |
7100 |
16. Lomberg |
75 |
7000 |
17. Erkmann (B) |
72 |
6000 |
* Товарооборот концерна
** Нетто-товарооборот
*** TVN — представляет собой компаньона фирмы DTV (общество по сбыту табачных изделий), в которое также входят такие фирмы как Tabakwaren Union GmbH & Со. KG Sudniedersachsen, Norten-Hardenberg, Tabakwaren Union GmbH & Co. Taveno Grosshandels KG Kassel, Kaufungen, Tabakwaren Union Barkow GmbH, Bad Nenndorf, Tabakwaren Union Wissmann GmbH & Co. KG, Nienburg.
1949
В г. Мемфис (США) в порядке эксперимента создан магазин, полностью оснащенный автоматами и просуществовавший в течение 10 лет.
1963
В Гамбурге проходила опытная эксплуатация магазина-автомата.
1964
В торговом центре «Майн-Таунус-Центрум» во Франкфурте (Германия) появилась самая большая торговая улица с автоматами, на которой насчитывалось 70 отдельных автоматов с 1 124 отделениями, часть которых имела охлаждение.
1965
Фирма Latscha в г. Висбаден (Германия) тестировала магазин с автоматами, рассчитанный на круглосуточную работу. Однако в 1967 году магазин был закрыт.
ОТПРАВИТЬ:
Читайте также:
* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь