Профессор Берндт Халлир, директор Европейского института торговли (EHI — EuroHandelsinstitut). С 1974 по 1984 год работал в руководящих структурах крупной сигаретной компании. В 1983 году вышла его книга «Организация и стратегия рынка в торговле табачными изделиями». Это издание и на сегодняшний день сохраняет важность для отрасли.

Одним из вариантов решения проблемы сбыта продукции является продажа товаров посредством автоматов, то есть вендинг. Таким образом, вендинг — конкурент другим видам торговли и поэтому вынужден приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям рынка.

 

Что говорит в пользу вендинга?

Использование торговых автоматов становится актуальным в тех случаях, когда ощущается недостаток рабочей силы или затраты на персонал слишком высоки по сравнению с затратами на автоматы (например, аппараты по продаже билетов на вокзалах), либо в ситуациях, когда вечером и ночью магазины закрыты.

Ряд шагов по развитию автоматной торговли был предпринят в Германии в 60-е годы. Тогда были созданы даже целые магазины, состоящие из автоматов (например, в Гамбурге на Гриндельаллее). Однако этот эксперимент себя не оправдал, хотя сама идея магазинов-автоматов не умерла и примерно раз в 10 лет реализуется в виде очередного небольшого магазина по продаже сладостей на вокзалах, в торговых центрах и т.д. Например, во Франкфурте в середине 10-х годов возникла целая торговая улица с автоматами, однако и эта модель через несколько лет прекратила свое существование.

Однако некоторые виды торговых автоматов сохранились на территории Германии и по сей день успешно эксплуатируются. Именно через автоматы реализуется там сегодня более 25 % сигарет (правда, в 1980 г. эта цифра была гораздо выше — 45%). Существует большое количество автоматов по продаже сладостей, причем наблюдается тенденция к увеличению их числа, а также по продаже напитков.

В качестве примера приводим таблицу с данными из книги «Современная торговля» (Handel aktuell), ежегодно издающейся в Европейском институте торговли

 

Какие факторы способствуют развитию отрасли?

Первое условие: речь должна идти о стандартных продуктах. В период с 1953 по 1972 год в Германии упаковку сигарет в автомате можно было приобрести за 1 марку. Последняя была представлена единственной стандартной монетой. Это обстоятельство позволило разработать довольно недорогой автомат — второе условие. Третьим условием успеха было то, что в Германии за счет акцизных пошлин на табак цены на сигареты были четко регламентированы. Для сравнения, в Японии цены, напротив, довольно гибкие, и потому необходимы электронные платежные системы, которые, естественно, намного дороже и требуют частого ремонта, но позволяют в любой момент менять расценки.

В Германии автоматы стали терять свою долю на рынке, когда, начиная с 80-х годов, происходило постоянное увеличение цен на сигареты за счет повышения стоимости производства, а также параллельного роста налога на табачные изделия.

Четвертая предпосылка для успешного осуществления продаж через автоматы — продуманная организация процесса. Считается доказанным, что наиболее эффективно сотрудничество с оптовыми фирмами, которые будут контролировать автоматы, следить за постоянным наличием соответствующих продуктов. В Германии некоторые оптовые компании владеют тысячами сигаретных автоматов.

В заключение приведем некоторые ключевые моменты в истории развития автоматной торговли.

 

 

Группы компаний/Фирмы

Общий товарооборот, млн.

Количество автоматов, шт.

Группы компаний

1. DTV-Gruppe (A)

3102

195000

2. Tabac Service/Y-Gruppe (B)

1100

95000

Фирмы

1. Lekkerland-Tobaccoland*

7374

 

2. Tobaccoland Automaten

1150

181500

3. Tabacon-Gruppe

(группа компаний A)

743

42000

4. Hall (A)**

713

45000

5. Tabakwaren Vertrieb Niedersachsen (A)***

316

22600

6. Willi Weber (A)

307

23000

7. Huissel Tabak GmbH (A)

180

11500

8. Holtappels/TVS

(группа компаний В)

178

12000

9. Wagro (A)

164

3840

10. Moeser (A)

145

9050

11. Ostermeier

142

14100

12. Dietz

120

9800

13. Wolf (B)

110

12000

14. Wolters (A)

95

10 400

15. TVT Thueringen (A)

80

7100

16. Lomberg

75

7000

17. Erkmann (B)

72

6000

* Товарооборот концерна

** Нетто-товарооборот

*** TVN — представляет собой компаньона фирмы DTV (общество по сбыту табачных изделий), в которое также входят такие фирмы как Tabakwaren Union GmbH & Со. KG Sudniedersachsen, Norten-Hardenberg, Tabakwaren Union GmbH & Co. Taveno Grosshandels KG Kassel, Kaufungen, Tabakwaren Union Barkow GmbH, Bad Nenndorf, Tabakwaren Union Wissmann GmbH & Co. KG, Nienburg.

 

1949

В г. Мемфис (США) в порядке эксперимента создан магазин, полностью оснащенный автоматами и просуществовавший в течение 10 лет.

1963

В Гамбурге проходила опытная эксплуатация магазина-автомата.

1964

В торговом центре «Майн-Таунус-Центрум» во Франкфурте (Германия) появилась самая большая торговая улица с автоматами, на которой насчитывалось 70 отдельных автоматов с 1 124 отделениями, часть которых имела охлаждение.

1965

Фирма Latscha в г. Висбаден (Германия) тестировала магазин с автоматами, рассчитанный на круглосуточную работу. Однако в 1967 году магазин был закрыт.

Теги: вендинг-отчеты


ОТПРАВИТЬ:



Читайте также:


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь